| | Культурная революция в Китае. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:25 pm | |
| http://www.diletant.ru/articles/17873995/?sphrase_id=322151Культурная революция в Китае. С чего все начиналось16 мая //00:00 Маоистская идея о появлении ревизионизма и необходимости усиления борьбы с ним появилась с периода обострения политической борьбы за власть в связи с реформированием Китая по маоистским рецептам. Появление серьезной оппозиции выдвинутому курсу Мао Цзэдуна заставило Мао искать теоретическое обоснование осложнившимся социальным процессам в стране. Была выдвинута идея о том, что большое число ревизионистов из числа представителей китайской буржуазии проникло в партийные органы, армию, правительство, науку и культуру. Только осуществив пролетарскую культурную революцию, можно отвоевать власть, узурпированную капиталистическими элементами. Таким образом, «культурная революция» была нацелена на устранение из руководящих органов партии и правительства всех, не согласных с политикой «великого кормчего». Навязанная китайскому народу идея «казарменного коммунизма» сопровождалась усилением сопротивления маоистскому курсу и острой политической борьбой за власть.8 августа 1966 года 11-й пленум ЦК КПК принял «Постановление о великой пролетарской культурной революции», оно послужило официальным началом, наверное, самого массового социально-революционного движения в истории планеты, которое охватило сотни миллионов жителей самой населенной страны земного шара. Почему миллионы молодых китайцев откликнулись на призыв лидера коммунистического режима Мао Цзэдуна свергать партийных чиновников, чтобы установить подлинно революционную власть масс? Зачем понадобилась «вторая революция», хотя власть уже и так была в руках компартии с 1949 года? Что такое 60-е? 60-е – это революция. Начиная с освобождения Африки от колониального рабства заканчивая рок-музыкой. Это студенческие бунты в Париже, Риме, Беркли, Мехико… Это столкновения с полицией. Это Жан Поль-Сартр и Жан-Люк Годар – редакторы леворадикальной маоистской газеты «Дело народа». Это массовые протесты против войны во Вьетнаме. У этой революционной бури были свои «капитаны». Прежде всего, это – легендарный Эрнесто Че Гевара, победивший вместе с Фиделем Кастро проамериканскую диктатуру на Кубе и пообещавший начать партизанскую войну против капитализма и империализма по образцу Вьетнама в разных точках «третьего мира». А также председатель коммунистического Китая Мао Цзэдун, в котором бунтующая молодежь видела альтернативу лидерам СССР, отказавшимся от идеи «мировой революции», и идущим у них на поводу западным компартиям, мирно участвующим в выборах, и не помышляющим ни о каком радикализме. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:28 pm | |
| В 60-70-е годы ХХ века потрет Мао можно было увидеть не только в Китае, но и над колоннами бунтующих студентов Парижа, найти в вещмешках партизан Латинской Америки, он висел в кабинете западного интеллектуала и лачуге восставшего против помещика индийского крестьянина. Мао цитировали члены американской негритянской повстанческой Партии Черных Пантер, перуанские индейцы и даже погибший недавно президент Конго Лоран Дезире Кабила писал свою политическую программу, обращаясь за советом к произведениям Председателя. События «культурной революции» захватили воображение стремившихся к переменам людей по всему миру, они оказали гигантское влияние почти без исключения на все страны мира. Потому что это была уникальная в своем роде революция. В 1949 году, после нескольких лет гражданской войны, на смену коррумпированному режиму националистической партии Гоминдан пришли коммунисты. Они провели аграрную реформу, наделив крестьян землей, национализировали промышленные и торговые предприятия. Благодаря разумной политике коммунистов за несколько лет были превзойдены лучшие показатели сельского хозяйства дореволюционного периода, стала бурно развиваться промышленность, которая до 1949 года была лишь в зачаточном состоянии. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:31 pm | |
| Но даже эти темпы не устраивали Мао. В 1958 году он объявляет курс «Большого скачка», который в короткий срок должен был превратить отсталый Китай в передовую социалистическую страну. Серьезную отсталость в средствах производства китайские коммунисты попытались компенсировать за счет трудового энтузиазма масс. Во многом такая ставка оказалась оправданной. Общий стоимостной объем валовой продукции промышленности Китая за 1958-1960 годы возрос в 2,3 раза, а в тяжелой промышленности объем продукции увеличился в 3,4 раза. Однако затем страшная засуха, недостаток транспорта и, самое главное, отзыв советских технических специалистов Никитой Хрущевым, который хотел наказать Мао за излишне самостоятельный и «левый» политический курс, свели на нет усилия предыдущих лет. Конечно, в «Большом скачке» была изрядная доля экономического авантюризма (вроде не раз высмеянного создания «маленьких доменных печей»), но именно он заложил основы промышленного развития Китая. Вслед за неудачей «Большого скачка» на первые ряды в партии выдвинулись сторонники умеренного курса – премьер-министр Лю Шаоци и генсек ЦК Дэн Сяопин. Мао Цзэдун оказался, по его собственным словам, «буддой с заклеенным ртом». Фактически Лю и Дэн оттёрли председателя от принятия существенных решений. Эти партийные бонзы стали вести дело к свертыванию всех преобразований, поскольку, как любил говорить Дэн, «не важно, какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей». Мао это не устраивало: «кошка» должна была быть красной. Противоположный подход, по его мнению, был реализован в СССР, где руководство КПСС отказалось от революции. Унылые хрущевско-брежневские чиновники, с которыми ему приходилось иметь дело, были для Мао «пролезшими в партию» и «идущими по капиталистическому пути». Присматриваясь к ситуации в своей стране, он также видел все больше таких же: людей, которые довольны своим положением, социалистических чиновников забывших о революции, готовых не сегодня-завтра провести «перестройку». – Вести социалистическую революцию и не знать где находится буржуазия? Да она как раз внутри коммунистической партии! – кричал своим соратникам Мао на одном из совещаний. – Это лица в партии облачённые властью и идущие по капиталистическому пути! Чувствуя эту опасность, Мао не стал, как Сталин, проводить кровавые чистки, когда в лагерную пыль стирают правых вместе с виноватыми. Мао решил обратиться к самим массам – тем, ради кого он начинал революцию. По его мысли они лучше, чем любое КГБ разберутся кто революционер, а кто контрреволюционер. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:34 pm | |
| К 1966 году вызревает идея новой революции, которая очистит партию от бюрократов, приспособленцев, карьеристов. Однако, даже самый авторитетный вождь не может просто по своей прихоти начать революцию. Нужна насущная потребность, нужны массы, готовые поддержать преобразования, рисковать своим благополучием, а иногда и жизнью. И такие массы в Китае 60-х были. В июне-июле 1966 года студенты всех вузов Пекина развернули борьбу против партийного и административного руководства учебных заведений. Борьба велась в разных формах и быстро перешла от довольно мирных форм (вывешивание дацзыбао, митинги) к борьбе иногда с применением насилия по отношению к партийным боссам. Их заставляли присутствовать на митингах, где их разоблачали, как контрреволюционеров, на шею вешали таблички с оскорбительными надписями и т.п. Студенты штурмовали помещения парткомов и администраций вузов, вышвыривая руководство на улицу. Так началась своеобразная «революция в революции», борьба масс против косного государственного и партийного аппарата, она шла под руководством левой части лидеров партии и самого Мао. Сторонники председателя чувствовали, что если оставить «все как есть» и не двигать революцию дальше, то угроза перерождения и реставрации станет реальностью. Активность студентов и их готовность защищать революционную линию натолкнули Мао и других левых лидеров КПК на мысль сделать основную ставку на этом этапе революции на учащихся. Эта ставка на молодежь и учащихся вдохновила бунтующих студентов Парижа в 1968 году, для них Мао стал живым богом революции. Но если в Европе левые студенты проиграли, то в Китае они добились серьезных успехов. Организации учащейся молодежи получили название «хунвейбины», что обычно переводится как «красногвардейцы». Образовавшиеся в ходе Культурной революции объединения рабочей молодежи были названы «цзяофанями», что означает «бунтари». Слова «хунвейбин» и «цзяофань» для Великой Китайской революции означают примерно тоже самое, что и слово «санкюлот» для Великой Французской революции XVIII века или «забастовщик» для русской революции 1905-1907 годов, то есть общее название революционно настроенных представителей народа. Хунвэйбинские организации были автономны и действовали в соответствии с собственным пониманием марксизма, они не подчинялись партийным или государственным учреждениям. Они были формой самоорганизации народа для осуществления прямой демократии и противодействия реставрации капитализма. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:37 pm | |
| Организации учащейся молодежи получили название «хунвейбины», что обычно переводится как «красногвардейцы». Образовавшиеся в ходе Культурной революции объединения рабочей молодежи были названы «цзяофанями», что означает «бунтари». Слова «хунвейбин» и «цзяофань» для Великой Китайской революции означают примерно тоже самое, что и слово «санкюлот» для Великой Французской революции XVIII века или «забастовщик» для русской революции 1905-1907 годов, то есть общее название революционно настроенных представителей народа. Хунвэйбинские организации были автономны и действовали в соответствии с собственным пониманием марксизма, они не подчинялись партийным или государственным учреждениям. Они были формой самоорганизации народа для осуществления прямой демократии и противодействия реставрации капитализма. Китайская революция дала массам голос. Здесь появилась уникальная форма свободы слова – дацзыбао. Дацзыбао означает «газета, написанная от руки большими иероглифами», она вывешивалась в специально отведенных для этого местах, или просто в местах скопления людей. Дацзыбао мог вывесить любой человек по собственному желанию, для них отсутствовала цензура, а в текст Конституции КНР лично Мао Цзэдуном был включен пункт, гласящий, что вывешивать дацзыбао – это право гражданина Китая. Поэтому найденная китайскими коммунистами форма дацзыбао стала мощным средством прямой демократии, защиты народа от его собственных чиновников, а также подлинной свободы слова, не для узкого круга журналистов, писателей, философов, критиков, а для широких масс. Содержание дацзыбао никто не цензурировал, и они стали значительнейшим фактором общественной жизни Китая в эпоху Мао. Наиболее значимые дацзыбао перепечатывали в газетах и передавали по радио. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 8:39 pm | |
| Социализм для Мао был обществом, где «расцветают сто цветов и соперничают сто школ», истина рождается в борьбе мнений, нет безусловных авторитетов, а вожди (пока в них есть нужда) должны подвергать себя самокритике. Не раз с самокритикой выступал и сам Мао. В ходе Культурной революции Мао вдохновлял идеал Коммуны, – государства без бюрократии, где чиновники получают зарплату простого рабочего, полностью подконтрольны, избираемы и сменяемы народом в любой момент. Культурная революция направлялась против высшей и средней партийной бюрократии, которую необходимо было «свергнуть». В то же время, по отношению к «широким массам», даже если над ними довлеет «старая сила общественной привычки» и они в той или иной мере противятся революции, принуждение не допускалось. Об этом специально говорилось в решении ЦК о культурной революции. Только за два года, с 1966 г. по 1968 г., из 90 членов ЦК было репрессировано 70 как сторонников каппучистов. Позже Дэн Сяопин назвал культурную революцию «жесточайшей военно-фашистской диктатурой». Культурная революция коснулась около 200 миллионов человек. В результате насильственных реформ прежняя политическая система перестала существовать. В результате преобразований и чисток значительная часть партийного аппарата и правительства была разгромлена, партия приобретала другое содержание… | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 214 Дата регистрации : 2012-05-18
| Тема: Re: Культурная революция в Китае. Сб Май 18, 2013 9:34 pm | |
| | |
| | | | Культурная революция в Китае. | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |