После того как выяснили, что такое материя можно перейти к ее свойствам. Итак, свойства материи. Главное из них - движение ( под которым в философии понимается всякое воздействие и развитие). В том, что движение - главное свойство материи можно убедиться, поставив вопрос о том, может ли существовать абсолютно неподвижная материя. Не может. Почему?
Потому, что неподвижная материя - это такая материя, которая ни с чем не взаимодействует (см. определение движения) и никак себя не обнаруживает. а то, что никак не обнаруживается просто не существует. Стало быть, движение - не просто признак материи, но и способ ее существования.
Но формы движения могут быть разными - и в них раскрывается еще одно свойство материи - способность к самоорганизации.
Дело в том, что чем материя сложнее организована, тем больше уровней движения в ней присутствует одновременно.
Самый простой пример: когда разговаривают друг с другом два человека, то мы имеем дело с социальной формой движения материи (т.е. передачей информации при помощи второй сигнальной системы).
Но люди - это представители биологического вида homo sapiens, отряда приматов, живые существа - это биологический уровень движения материи. Биологическое движение связано с обменом веществ - т.е. химическим уровнем. Когда люди в процессе разговора машут руками и передвигаются - это механический уровень; а то что они состоят из атомов, вокруг которых крутятся электроны - это физический уровень. В картинке все эти рассуждения можно представить так:
Тут самое главное в том, что развитие материи имеет определенное направление, т.к. происходит переход от простых форм к более сложным, материя самоорганизуется. Элементарные частицы слипаются в атомные ядра, к ним прилипают электронные оболочки, электронные оболочки позволяют атомам соединиться в молекулы, молекулы становятся все длиннее и сложнее - появляются белковые цепи; они начинают самокопироваться, возникает жизнь - ну и т.д. И вот эти универсальные, всеобщие закономерности движения определяются тем, что называется законами диалектики.
В современной философии под диалектикой понимается представление о всеобщей связи и многообразии форм движения материи.
Диалектическое представление о материи предполагает, что в мире постоянно происходит движение на разных уровнях, все формы движения взаимосвязаны, но качественно различны.
Другим пониманием движения является метафизика - т.е. стремление свести более высокие формы движения к более простым, элементарным и представить движение как чисто количественное накопление одних и тех же элементов. Т.е., например, с точки зрения метафизики биологическую форму движения можно в принципе свести к набору химических реакций, а социальную форму - к чисто механическому столкновению интересов - ну и т.д.
Разница между диалектикой и метафизикой примерно такая же, как между объемным зрением и фотографией. Фотография дает плоскую картинку, а зрение позволяет воспринимать окружающий мир “в объеме” и как нечто целое.
Тем не менее метафизический подход к материи столь же необходим в прикладных науках, как фотография в практической жизни: нашему сознанию необходимо “фиксировать” те или иные формы существования материи - важно только не забывать, что на самом деле все меняется и никакие конструкции и понятия не остаются неизменными, т.к. наше сознание тоже изменяется вместе с условиями нашего существования (см. тему 1).
Наше сознание - свойство высокоорганизованной материи. Причем не только высокоорганизованной биологически (т.е. головного мозга), но и социально организованной.
В том, что наш мозг и сознание тесно связаны легко убедиться из обыденной практики (черепно-мозговые травмы как правило отражаются на сознании). В том, что для функционирования сознания необходим и социальный уровень движения материи (т.е. общество) можно убедиться на примерах реальных Маугли - детей, воспитанных в среде диких животных. Человек, лишенный общения с другими людьми сам так и не становится человеком. Даже вполне сформировавшееся сознание в полном одиночестве не может функционировать нормально - печальная участь людей, сходивших с ума в одиночном заключении - лучшее тому доказательство.
Что же касается свойств сознания, то главное из них - это способность познавать окружающий мир - т.е. создавать идеальные образы, адекватно отражающие действительность.
И вот тут, где речь заходит о том, насколько наше сознание соответствует окружающему миру, начинается натурфилософская проблематика - основной вопрос философии. Но об этом позже.