http://www.odnako.org/blogs/show_25813/Путин и кино. Государство будет поддерживать блокбастеры о Родине, труде и войне, а «киномеждусобойчик у казны» прикроют24 мая 2013
Сегодня президент России В.Путин провёл совещание по вопросам развития отечественной кинематографии. Участники — режиссёры С.Говорухин, В.Меньшов, К.Шахназаров, Д.Файзиев, С.Михалков и Ф.Бондарчук, замглавы Администрации президента В.Володин, министры культуры и финансов В.Мединский А.Силуанов,руководитель Первого канала К.Эрнст и другие, а также актёр и продюсер А.Гуськов.
Фактически кинодеятелям было рассказано о перемене правил игры: государство отныне намерено иметь собственное представление о том, какое именно кино оно желает поддерживать. О цензуре речи не идёт, но творцы, желающие получить финансовую поддержку от своей страны, должны учитывать зрителей и интересы самой России.
Основные тезисы вступительной речи президента — следующие:
* Поддержка отечественного кино со стороны государства в последние годы постоянно растёт: за последние годы на развитие отрасли только из федерального бюджета перечислено почти 58 миллиардов рублей. Объем финансирования кинематографии с 2000 года (он тогда был 528,6 миллиона рублей) по 2013 год увеличился в 12,5 раз. Сегодня, в 2013 году он составляет 6 612 200 000. То есть был всего 528 миллионов, стал 6 миллиардов 612 миллионов.
Созданы и должные условия для работы. Во всяком случае, многое в этом направлении сделано. Учтены сотни пожеланий участников киносферы, режиссеров и прокатчиков, сформирована необходимая законодательная база, определены льготы по финансированию производства в сфере таможенного регулирования и хозяйственной деятельности киноорганизаций, обеспечены существенные налоговые стимулы.
—
Но сегодня проблемы нашей киноиндустрии упираются не только в деньги, хотя, разумеется, без них сделать ничего тоже невозможно. — отметил глава государства.
По его словам, «вполне логично, что люди рассчитывают на адекватную отдачу: на то, что у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стратегическим задачам развития страны, и запросам общества, несущих серьезную, созидательную и образовательную силу, образовательный и созидательный заряд, продвигающих ценности здорового образа жизни, патриотизма, духовности, милосердия и ответственности. Однако нужно признать, что мы пока все еще далеки от реализации всех этих целей. Зарубежные фильмы укрепляют свои позиции в нашем прокате, а доля зрительского интереса к российским лентам по кассовым сборам составляет сейчас всего 15,5 процента».
—
Государство может помочь снять кино, но ему не под силу заставить людей это кино смотреть, если оно их не устраивает.* Что особенно важно: российский зритель не перестает верить в родную кинематографию, мечтает о крепком национальном кино и искренне радуется его успехам. «Легенда № 17» покорила миллионы зрителей всех поколений и уже более месяца держится в прокате, несмотря на появление новых и достаточно сильных зарубежных блокбастеров.
— Наши граждане выбирают не между иностранным и российским кино, а между хорошим и не очень хорошим, мягко говоря, и всегда готовы отдать предпочтение именно отечественному продукту.
Путин подчеркнул:
—
Со стороны государства нет и не может быть ни цензуры, ни какого-либо диктата или давления. Деятелям культуры дана полная свобода выбора и самовыражения. Но свобода – это далеко не всё. Доверие и уважение к творчеству, его востребованность нужно и заслужить, и постоянно поддерживать.* Важно разобраться и пресечь ситуацию недобросовестного отношения к господдержке. К сожалению, есть случаи, когда на реализацию проектов кинопроизводителей и прокатчиков государство выделяет достаточно серьезные деньги, серьезные суммы, а они подчас используются плохо или, как ни странно, вообще не используются. Инициаторы по ходу дела, по ходу пьесы меняют условия игры. Распылять государственные деньги в какой бы то ни было сфере, недопустимо так же, как использовать их нецелевым образом.
Президент отметил и проблемы с творческой этикой у отдельных творцов:
—
В ноябре 2011 года я уже обращался к членам совета по кинематографии с просьбой подумать над формированием своего рода этической хартии участников российской киноиндустрии. Учитывая, как обстоят дела, и, в первую очередь, мнение зрителей, которые не прекращают сетовать на засилье посредственной продукции, хотел бы вновь вернуться к этому вопросу.В ходе обсуждения министр культуры В. Мединский предложил изменить способ государственного финансирования кинематографа — вместо того, чтобы «размазывать финансирование тонким слоем», поддерживать создание нескольких полноценных блокбастеров в год. А также финансировать дебютное, авторское и фестивальное кино.
Практика «размазывания» не оправдывает себя: министр отметил, что в прошлом году государство профинансировало 3 кинофильма, 130 мультфильмов и 450 документальных фильмов. "Будем откровенны, не все эти фильмы дошли до кинозрителей, не все пользовались успехом", — констатировал Мединский.
Он рассказал также, что министерство определило 12 приоритетных тем, по которым будет осуществляться поддержка отечественного кинематографа. «Заявки по ним будут удовлетворяться и рассматриваться государством в первоочередном порядке», — пояснил министр.
Эти темы были определены на основе опросов общественного мнения. Среди тем, в частности, — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, борьба с наркоманией, герои труда, 100-летие Первой мировой войны.
Кроме того, с текущего года Минкультуры впервые начинает заказывать сценарии на фильмы с нужной государству тематикой.
И ещё: со следующего года вводится открытая система защиты и отбора проектов, претендующих на господдержку. «Чтобы отбор не производился кулуарно», — пояснил Мединский.
Предложение, поступившее от кинематографистов — обложить импортное кино дополнительным налогом — Путин отверг, пояснив, что удорожание билетов на киноимпорт только укрепит в голове зрителей мысль, что оно «подороже, значит, получше».
Со своей стороны, глава Минкульта отметил, что министерство занимается внедрением системы автоматического учёта проданных билетов во избежание спекуляций с их количеством. Сейчас она внедрена уже в 64% кинотеатров.