Кагарлицкий и пустота03/09/2018 - 10:26
То не дискурс в поле не воет… Ну наконец-то! Нашумевшая в узких кругах (по причине малого тиража — всего 1000 экземпляров) книжка Б.Ю.Кагарлицкого «Между классом и дискурсом» наконец-то попала в интернет в виде отдельного пдф-файла. Что, безусловно, очень хорошо, поскольку выкладывать внушительную сумму за бумажный вариант современному марксисту как-то не с руки (да и тратить свои кровные на продукцию издательства Высшей школы экономики не хочется из принципа), а узнать о том, что же такого ведущий левый теоретик на сей раз написал весьма интересно. Но сейчас вопрос с доступностью текста решен — и значит… пора писать рецензию. Ну что сказать про новый труд Кагарлицкого? Во-первых — не в обиду будь сказано автору — он получился весьма многословен и не слишком удобочитаем; раньше Борис Юльевич писал стилистически лучше. Во-вторых — большая часть нового текста посвящена обличению западных «левых интеллектуалов» и западных же как-бы-левых политиков. Обличения эти справедливы, но… как-то не очень актуальны для нашего, российского, читателя. У которого, кстати, глаза на лоб полезут, когда он все-таки доберется до конца книжки, в которой есть даже отдельная главка «Эффект Навального». Впрочем, это когда доберется…
А пока — все по-порядку.
Исходным пунктом для Кагарлицкого является признание того факта, что современное буржуазное общество в значительной степени «деклассировалось». Не в том смысле, что все пролетарии резко потеряли работу, обнищали и стали бомжами, а в том, что прежнее классовое самосознание притупилось, а ему на смену пришли всякие-разные «идентичности меньшинств» - религиозных, национальных, сексуальных и пр. Что и не удивительно — в рамках глобализации значительная часть промышленного производства переместилась в Китай и другие азиатские страны, а в Европе большую часть наемных работников стал составлять «офисный планктон» и «креативный класс», который к тому же столкнулся с толпами мигрантов всех цветов и оттенков.
Понятное дело, что немецкому офисному программисту-бюргеру как-то не приходит в голову воспринимать турка-уборщика как собрата-по-классу (так же, как, впрочем, и самому турку) — да нонешние «левые интеллектуалы» этого от них обоих и не потребуют. Они после падения СССР плотно переключились на защиту прав всяческих меньшинств — причем делают это путем насаждения правильного «дискурса», в рамках которого надо называть негров «афроамериканцами», педерастов - «геями», и ни к коем случае не говорить про них плохо.
При этом наличие правильного «дискурса» может на положение защищаемых и не влиять: в тех же США, например, с «феминистическим дискурсом» все в порядке, но декретных отпусков для беременных женщин как не было, так и нет. Ввести их будто бы собирался как раз яро ненавидимый американскими феминистками Дональд Трамп, но … не до того ему сейчас, сами понимаете.
И что характерно — ополчились на Трампа именно «левые интеллектуалы» и именно за то, что тот «не так» высказывался про женщин и политкорректный дискурс нарушал. А поскольку что-либо всерьез обсуждать, не нарушая дискурса, стало вообще невозможно, то и «левые интеллектуалы» оказываются постоянно на стороне тех, кто предельно политкорректно и неолиберально не хочет ничего менять… то есть на стороне усвоившей правильный дискурс неолиберальной элиты. Причем усвоившей его хорошо, в отличие от такого-сякого рабочего класса, который и ксено- и гомо- и исламо-фобен.
В общем — стыд и позор левым интеллектуалам!… Но что дальше? Чего делать-то «настоящим левым», чего добиваться и какими методами?
А очень просто — говорит Б.Ю.Кагарлицкий — надо не бояться «популизма» (то есть говорить с массами о том, что их реально интересует) и не пытаться отмахиваться от тех проблем, которые у простых работяг возникают в связи и с евро-чиновниками, и с мигрантами… Вот тот же Трамп на популизме победил… и немецкие националисты из АдГ на нем же преуспели… и французские националисты с Марин Ле Пен во главе…
Для левого теоретика Кагарлицкого примеры несколько удивительные - ведь и «Альтернативу для Германии» наши леваки клеймят «неонацистами», и «Национальный фронт» - ксенофобами… Ничуть не смущаясь тем, что тот же «Национальный фронт» получает на выборах массу голосов французских арабов из «первой волны» иммиграции 1960-х годов, а за АдГ активно голосуют жители бывшей ГДР, в которой с интернационализмом и антифашизмом все всегда было в порядке. Ну да это мелочи…
Это все потому, говорит Кагарлицкий, что западные «левые» вообще существования таких проблем не признают — вот правые популисты на них и поднимаются. А вот если тему оседлают популисты левые, то все сразу пойдет на лад — и такие возможности откроются…
И даже приводит примеры успешного (хм…) левого популизма — режим «боливарианской революции» в Венесуэле, партию СИРИЗА в Греции и внезапный взлет демократа-экс-троцкиста Берни Сандерса на президентских праймериз 2016 в США.
Примеры, правда, так себе — левый Берни Сандерс в итоге «слился» под Хиллари Клинтон, лидер левой СИРИЗА Ципрас капитулировал перед западными кредиторами, а левый популизм Чавеса-Мадуро привел Венесуэлу к экономической катастрофе. В общем: куда ни кинь — все клин.
Так что же делать?
А правильную программу выдвинуть — отвечает Кагарлицкий.
Тут уже уместна прямая цитата:
- Цитата :
- «...без протекционистской защиты национального рынка, стимулирования «реального сектора» и развития производства все социальные программы превращаются в набор нелепых благих пожеланий… возрождение социального государства неминуемо требует протекционистской экономической политики как условия... Социалистическая политика требует не просто поддержки внутреннего рынка, а использования контроля над внешней торговлей государства как инструмента общественного преобразования и мобилизации ресурсов для социального развития».
Это на странице 270, если что. Даешь, стало быть, левый популизм для протекционизма и импортозамещения. Замечательно. Академик Сергей Глазьев аплодирует стоя. Но... теперь еще одна цитата, уже со страницы 256:
- Цитата :
- «В условиях, когда ни власть, ни либеральная оппозиция не были способны вызвать массовую симпатию, ...страна нуждалась в новом политическом лидере, способном легко и быстро объединить разнородные протестные силы, не примыкая ни к одной из них. И такой лидер появился — им стал Алексей Навальный. Вместе с Навальным в Россию пришла популистская политика. Успех созданнного им Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) был в первую очередь обеспечен использованием медийных средств и умением поднять лозунги, популярные у разных групп населения».
Что?!? Вы поперхнулись кофием, уважаемый читатель? Протерли глаза? Почесали в затылке в надежде, что это все ирония и сарказм? Ан нет… Все на полном серьезе писано, причем совсем недавно — книжка была подписана в печать 31 октября 2017 года.
Ну что тут скажешь… Остается только руками развести — если у ведущего левого теоретика есть какие-то иллюзии (или, не дай бог, надежды?) в отношении таких персонажей, как Навальный, то совсем плохо левое дело. Ну хоть бы про Удальцова вспомнил Борис Юльевич, что ли… Но — нет. Не вспомнил. И правильно - «левый» Удальцов даже на фоне клоуна Навального выглядит карликом и посмешищем.
То есть получается, что вообще нету никого на расейском левом фланге. Совсем. Даже на уровне навальной клоунады.
И как-то неприлично в таком случае что-то говорить о том, как неправильно ведут себя западные леваки. Хотя бы потому, что эти леваки там хотя бы просто есть. А у нас нету. Только пустота… и даже левый дискурс в этой пустыне не воет. Спасибо, в общем, за книжку, Борис Юльевич. Будем хоть знать теперь, что к чему в международном левом движении....